За последние двадцать лет количество традиционных эвенских поселений - «рыбалок» сократилось в четыре раза — с 16 в начале 2000-х до всего лишь 4 постоянных поселений в 2024 году. Об этом и других изменениях в жизни коренных народов Камчатки рассказала на всероссийской конференции «XXIV Бушелевские чтения» исследователь Камчатского государственного университета.
Кандидат исторических наук Алина Кириллова, и.о. заведующего кафедрой истории и философии вуза, выступила с докладом о жизни на эвенов. Исследование опирается на многолетние наблюдения и материалы бывшего директора Быстринского районного этнографического музея Александра Слугина.
«Рыбалка» для эвенов — это не просто место, где ловят рыбу. Это образ жизни, небольшое поселение на берегу реки, где семья или род живет по традициям предков, занимаясь рыболовством, охотой и собирательством. Такие поселения обычно даже не отмечены на картах.
Жизнь на «рыбалке» протекает в простых жилищах. Весной и летом эвены живут в конических юртах, покрытых брезентом, с очагом-костром посередине. Когда людей много, к юртам пристраивают палатки. Зимой переселяются в небольшие избушки из бревен, где могут разместиться до десяти человек.
На каждой «рыбалке» обязательно есть юкольники — специальные конструкции для приготовления вяленой рыбы, и лабазы (на эвенском «уданы») — высокие помосты на столбах для хранения продуктов. Столбы тщательно ошкуривают, чтобы грызуны не могли забраться и испортить запасы. Кстати, лабазы могут служить и убежищем при нападении медведей.
«Молодая эвенка Вера на мой вопрос, согласится ли она оставить лес и навсегда переехать в Эссо, ответила просто: «Я лесная женщина». Вере тогда был всего 21 год, и роды у себя она принимала в лесу собственноручно», — приводит Кириллова воспоминания Слугина.
Дети на «рыбалках» взрослеют рано. Уже с 2-3 лет они помогают родителям, а к 8-9 годам мальчишки умеют седлать лошадь, ловить рыбу и ставить юрту. Девочки тоже не отстают — четырехлетняя девочка на «рыбалке» может быть серьезнее и рассудительнее городского подростка.
Воспитание строится на принципе «делай, как я» — дети учатся, наблюдая за взрослыми. Их учат любить природу и не брать лишнего: ни рыбы, ни ягод, ни зверя. Детям объясняют, что у природы есть душа, с духами леса и реки нужно поддерживать добрые отношения.
Эвены сохранили древние технологии обработки рыбы. Например, для приготовления кислой рыбы на берегу выкапывают яму высотой в пояс, выстилают ее свежей травой и укладывают лососевую рыбу. В правильно заложенной яме происходит брожение, а не гниение. Такую рыбу можно есть даже в экстремальных ситуациях, хотя без привычки от резкого запаха можно потерять сознание.
Современные технологии медленно, но верно проникают в жизнь эвенских «рыбалок». Раньше для связи с внешним миром использовали радиостанции, полученные по проекту «Панда-связь» от Всемирного фонда дикой природы. Сейчас в некоторых поселениях есть спутниковые телефоны и даже малогабаритные генераторы, хотя большинство по-прежнему пользуются керосиновыми лампами и свечами.
Жизнь на «рыбалках» интересует и туристов, однако организовать такой тур непросто: поселения находятся далеко от дорог, местные жители не всегда готовы принимать гостей, а стоимость такой поездки может достигать 300 тысяч рублей. При этом для посетителей это редкая возможность увидеть настоящую жизнь коренных народов Севера, их гармонию с природой и понять, как выживать в тайге и тундре.
Наша справка
«Бушелевские чтения», названные в честь выдающегося камчатского педагога и просветителя Ивана Бушелева, уже четверть века являются значимой научно-практической площадкой, объединяющей исследователей, педагогов и практиков не только Камчатского края, но и других регионов России. За 24 года существования конференция стала символом сильной педагогической школы КамГУ и важным инструментом формирования образовательного сообщества Дальнего Востока.
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга – ключевое учреждение высшего образования в Камчатском крае и ДФО. Самый восточный университет страны.