Вся власть – камчатским бумажным советам!

«ОуЭС!» или зачем чиновники полуострова наплодили 20 коллегиальных органов, которые приносят пользу лишь в отчетах?

Вся власть – камчатским бумажным советам!

В конце 2020 года, когда губернаторские выборы уже миновали, во многих населенных пунктах Камчатки появились детские площадки, а столица полуострова превратилась в «Город для жизни», команда нового губернатора заскучала и крепко задумалась над следующими яркими проектами. Зима – не тот сезон, когда нужно думать про тепло, коммуналку и бороться со снегом, потому чиновники решили поиграть с местным населением в демократию. Формальный повод для этого был: несколько правдорубов никак не могли остыть после победоносной предвыборной кампании Солодова и всеми силами глумились над его успехами. Чтобы успокоить буйных, было решено пойти проверенным путем – дать им порулить. Тогда и родили постановление от 12.02.2021 года № 19 «Об общественных советах в Камчатском крае», уломав губернатора его подписать. Уже с 19 февраля краевая Общественная палата перерезала ленточку старта для кандидатов, желающих войти в общественные экспертные советы (сокращенно ОЭС) региона.

Предполагалось, что советы станут «постоянно действующими коллегиальными экспертно-аналитическими органами, образуемыми в целях эффективной коммуникации институтов гражданского общества и исполнительных органов». Задачи у советов тоже масштабные, они призваны сначала генерировать, затем обсуждать, а после решать социально значимые проблемы в различных сферах жизни полуострова. Более того, членам ОЭС делегировали полномочия проводить экспертизы решений, принимаемых чиновниками. И даже это не все! В пресс-релизах трехгодичной давности гуляла фраза, которую кроме как королевой демократии не назовешь – «и многое другое».

И вот всю эту неограниченную власть получили 20 советов. В состав каждого из них вошли 12 членов, из них по 3 эксперта выдвигал губернатор и краевая Общественная палата, остальные шестеро отбирались экспертным рейтинговым голосованием среди самих же кандидатов. Этот процесс широко подавался через СМИ, наиболее активные земляки направляли свои резюме посредством интернета и получали места в коллегиальных органах. Чтобы ощутить масштаб слияния власти и народа, перечислим все советы:

ОЭС по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов.

ОЭС по вопросам благоустройства, комфортной городской среды и строительства.

ОЭС по энергетике.

ОЭС по обеспечению безопасности граждан.

ОЭС по культуре.

ОЭС по рыбному хозяйству, водным биологическим ресурсам и аквакультуре

ОЭС по развитию гражданского общества.

ОЭС по вопросам образования.

ОЭС по обеспечению качественным жильем и услугам ЖКХ.

ОЭС по вопросам здравоохранения.

ОЭС по вопросам транспорта и дорожного хозяйства.

ОЭС по развитию туризма.

ОЭС по развитию сельского хозяйства.

ОЭС по развитию информационного общества.

ОЭС по экономической политике и финансам.

ОЭС по развитию физической культуры и массового спорта.

ОЭС по производительности труда и поддержке занятости.

ОЭС по социальной политике и вопросам демографии.

ОЭС по инвестициям, экспорту и развитию предпринимательства.

А теперь вишенка на торте. Двадцатым советом стал Координационный, он должен сверять стрелки на часах всех остальных советов. Чтобы не расслаблялись! Этот своеобразный ЦК лично возглавил заместитель председателя Правительства Камчатского края Павел Ясевич. Он прибыл на полуостров вместе с будущим губернатором и «авансом» получил в оперативное управление региональное отделение партии Единая Россия. Забегая вперед, скажем, что ситуация с партией собственно с тех пор такая же, как с ОЭС. То есть никакая. Но об этом дальше.

Стоит отметить, что на Камчатке не набралось 19 ярых правдорубов, которые бы возглавили все советы. В этой связи Ясевичу пришлось привлекать в совещательные органы уважаемых на полуострове людей из области культуры, спорта, бизнеса и пр. Зато пара-тройка тех самых неспокойных граждан умудрилась получить кресла сразу в нескольких ОЭС.

Что же дальше? А ничего. От 0 до 5 протокольных встреч за год, выслушивание скучных докладов чиновников. Ни революций, ни ярких законопроектов. Ни даже скандалов не случилось за эти годы.

Кстати, срок полномочий ОЕС составляет три года, т.е. сегодня должна вовсю идти призывная кампания в советы. Но почему-то не слышно тех самых призывов. Может, потому что толка от них нет?

Возможно, мы ошибаемся, потому что на бумаге работа ведется. Так, нам удалось найти отчет о работе за 2021 год одного из самых важных советов – по вопросам ЖКХ. За год коммунальщики провели 7 заседаний и решили 2 вопроса. Также имеется план работы на 2022 год. Про 23-й и 24-й информации раздобыть не вышло.     

К счастью, камчатские советы не зацикливаются в себе, даже создают модные ныне группы в соцсетях. Хотя группы – это сильно сказано, скорее чатики-междусобойчики. Например, в телеграмм-канале по развитию информационного общества Камчатки присутствуют целых 9 человек! Группа была создана в ноябре 2022 года и опубликовано в ней с тех пор всего три новости. Если уж в информационной группе такой дефицит новостей, то что говорить о других советах…

А если кто-то хочет погрузиться в тему глубже, обратите внимание на сайт Общественных советов, он открылся в 2022 году, но, похоже, все еще требует технической доработки. Там тоже есть целых три новости, правда без текста, его заменили одинаковые картинки с гербом Камчатского края. Из полезного – есть список советов, но текущая отчетность и планы работы на 2023 год присутствуют далеко не у всех ОЭС. А ведь на дворе год 2024-й…

Вообще идея советов замечательная, но создают подобные органы вовсе не для придания важности тем, кто в них работает, а для помощи обществу. Репортеры нашей редакции долго искали какой-нибудь прикладной случай из жизни советов. И нашли! В феврале 2022 года на Камчатке случился скандал с размещением глэмпинга на Вилючинском перевале. Суть простая: туроператору сначала разрешили стройку, а потом запретили. Дело дошло до суда. Чтобы не раздувать конфликт (мы же раздуваем туризм!), с пострадавшей от чиновников и силовиков хозяйкой глэмпинга встретились и министр туризма, и природоохранный прокурор, и уполномоченный по защите прав предпринимателей. А главное - председатель общественного экспертного совета по вопросам развития туризма. Итог встречи для владелицы туристического объекта нулевой. Что-то нам подсказывает, что в этой цепочке переговоров пресловутый совет сыграл самую последнюю скрипку.

Под занавес нашего расследования сами собой всплывают логичные вопросы: зачем разводили весь этот огромный огород с двадцатью советами? Кому они нужны? Имитация бурной деятельности? Нам одним сильно кажется, что всё, за что берётся господин Ясевич, превращается профанацию? Когда-то Единая Россия звучала на Камчатке из каждого утюга, чем здорово бесила население. Но с приходом Ясевича, она как-то тихо утекла под плинтус, и порой даже хочется спросить – ау, партия, ты там еще жива?

Самое парадоксальное в этой истории – существование Общественной палаты Камчатского края. Она работает с 2010 года и выполняет те же функции, что и новоявленные ОЭС. Если же вдруг потребовалось расширить полномочия палаты (помните про «многое другое»?), можно было просто увеличить число комиссий при ней. Легитимным основанием для этого служит постановление Правительства Камчатского края (№ 370-П), которое утвердило порядок образования советов при палате еще в 2013 году. Сегодня в палате числится 21 человек и работают 7 комиссий с названиями, удивительно напоминающими вывески общественных советов. Кстати, новости на сайте палаты закончились в июле 2023 года, но это уже другая бумажная история.

«Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы еще одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

В. Маяковский

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру