С 3 по 4 августа в Авачинском заливе произошло 7 землетрясений, ощущавшихся в Петропавловске-Камчатском, всего зафиксировано более 85 событий.
Один из очагов залегал в 19 километрах от Усть-Камчатска на глубине 19 километров. Магнитуда землетрясения составила 4,5. В Усть-Камчатском округе его ощутили с интенсивностью до 4-5 баллов. Угроза цунами не объявлялась.
В воскресенье вечером толчки до 4-5 баллов ощутили в Петропавловске-Камчатском и Вилючинске. По данным геофизиков, эпицентр находился на глубине 26 километров под тихоокеанским дном, в 277 километрах от краевой столицы. Магнитуда составила 6,8. Сразу после землетрясения была объявлена, а позже снята угроза цунами. Подхода волны не произошло.
Специалисты отмечают, что количество афтершоков остаётся большим, но частота ощутимых землетрясений постепенно снижается. Днём раньше в регионе было зафиксировано 10 ощутимых толчков, а еще раньше – более 20. Любопытно, что ученые все землетрясения после 30 июля относят к афтершоком, т. е. отголоскам самого сильного толчка магнидутой 8,8. Так вышло, что и 20 июля специалисты говорили, что самое страшное позади, и «в течение месяца будет наблюдаться постепенное затухание потока афтершоков». Тогда магнитуда толчка составила 7 и 6, а в конце месяца случилась почти девятка.
Выходит, 10 дней до катаклизма был форшок — то есть землетрясение, произошедшее до более сильного события и связанное с ним примерно общим местом. Говоря простым языком, отличить форшоки от афтершоков крайне сложно. Так что регистрировать события мы можем, но точно предсказывать, увы, нет.
Хотя если внимательно изучить работы доктора сейсмических наук Александра Викулина, то он еще в 90-х годах прошлого века предположил, что в наши дни Петропавловск будут трясти максимум на 8 баллов, а в 2058 плюс-минус 10 лет случится более сильное землетрясение ощущаемостью до 10 баллов. Викулин основывался на аналогии с катаклизмом 17 октября 1737 года, когда в Петропавловске случилось 10-балльное землетрясение. Тогда же активизировались многие вулканы на Камчатке. Не исключено, что Камчатка уже сегодня находится в самой опасной фазе за последние 300 лет. Об этой теории написано немало трудов Викулина — как монографии, так и в соавторстве с другими учеными. К сожалению, нынешняя наука зачасту берет теории бывшего директора Института вулканологии и сейсмологии Сергея Федотова. Этот человек в середине ХХ века действительно выдвигал прорывные теории (в том числе используя наработки Викулина), но все они уже давно устарели, а главное — не принесли реальных прогнозов обществу. Здесь мы сталкиваемся с банальными вещами — завистью и нежеланием двигать науку. В итоге такой научный застой ставит под угрозу жизни людей, которых после очередного землетруса не информируют о реальном положении дел, а пытаются успокоить. И это тоже зеркало сегодняшнего дня: различным конторам и чиновникам выгоднее бороться с последствиями, чем предупреждать их. Потому что под катастрофу можно списать миллиарды, а в науке хорошие зарплаты только у начальников.
Все что смогли сделать камчатские власти — организовать пункты временного размещения для граждан общей вместимостью чуть более 1000 мест. А население полуострова — почти 300 000 человек.
Кстати, о теории Викулина: сегодня учёные фиксируют повышение активности вулканов. Так, впервые с 1400 года зафиксирован пепловый выброс на вулкане Крашенинникова. Регистрируется сейсмическая активность на вулкане Камбальный, которая расценивается как подготовка к эксплозивному извержению. На вулкане Авачинский, наблюдались парогазовые выбросы на высоту до 300 метров над кратером и свечение от высокотемпературного вулканического газа. Продолжаются извержения на вулканах Авачинский, Безымянный, Шивелуч, Ключевская сопка, Карымский.