Камчатцев пугают слухами о полном запрете вывоза красной икры

Россельхознадзор разъяснил заявление Сергея Данкверта о провозе красной икры.

Камчатцев пугают слухами о полном запрете вывоза красной икры

Ранее глава службы сказал, что ее перевозку в самолете в личных целях нужно полностью запретить, но в комментарии «Бизнес FM» Россельхознадзор заявил, что эти слова вырваны из контекста и отражают исключительно личное мнение Данкверта. Более того, Россельхознадзор не выступает с инициативой по законодательному регулированию провоза красной икры в багаже. В ведомстве отметили, что не предлагают вводить указанный запрет и такие предложения вообще не относятся к их компетенции.

И здесь возникает явное противоречие между позицией головного офиса Россельхознадзора и его филиалов. Вот, например, выдержка из пресс-релиза от 20 мая 2025 года Приморского оттеления Россельхознадзора, который контролирует вывоз красной икры с Камчатки: «контроль за авиаперевозками икры авиапассажирами проводится в рамках эксперимента... в связи с большим объемом перемещения икры, добытой браконьерским способом, под видом продукции для личного употребления. Россельхознадзор последовательно выступал за урегулирование данного вопроса».

Похоже, представителям ведомства надо как-то определиться в своей позиции относительно икорных запретов. Сначала Данкверт говорит про полный запрет, потом эта информация опровергается. Похожая история и с отношением к ограничению перевозок икры на местах...

Напомним, что эксперимент с запретом вывоза икры весом более 10 килограмм стартовал над камчатцами в 2022 году с легкой руки губернатора Владимира Солодова. Уже три года на входе в аэропорт вещи пассажиров сканируют: если видно, что икры там нет, сотрудники Россельхознадзора наклеивают на сумки зеленые стикеры, если икра есть, но, предположительно, меньше 10 килограммов, клеят желтые, а если визуально больше 10 килограммов — красные. Инспектор Россельхознадзора осматривает икру, взвешивает, выдает акт о соблюдении правил провоза, и можно идти регистрироваться на рейс. Если икры больше нормы, то на самолет не пустят, но никакой ответственности за это нет.

Как сообщал Россельхознадзор, например, в прошлом феврале только за одну неделю пассажиры, улетавшие из Петропавловска-Камчатского, вывезли больше 3 тонн немаркированной икры — а заводской всего 136 килограммов. Но если везешь икру для себя, больше 10 килограммов и не нужно, уверен владелец группы компаний «Русский икорный дом» Александр Новиков. Вот как видит ситуацию перекупщик, продающий нашу икру на материке: «Почему вывозят оттуда? (с Камчатки - Прим. ред.). Потому что там эта икра браконьерская, она ничего не стоит. Её взяли, повезли. Никто не будет спрашивать у вас, если вы банку какую-то там взяли для себя. Сами представьте: вы же не будете везти 10 килограммов икры, чтобы ее съесть. Это же ясно и понятно».

Может Новикову это и ясно, но откуда он взял, что браконьерская икра на Камчатке ничего не стоит? Видимо, в голове у москвича возникает картина тотального браконьерства на полуострове и прилавки рынков, заваленные дешевой икрой. Тогда как объяснить цены на икру здесь, на Камчатке, в 10 тыс. рублей за кило.

По всей видимости перепродавцы камчатской икры и различные контролеры ратуют вовсе не за сохранность нашего лосося, а за тотальный контроль продаж — что на Камчатке, что на материке. Смысл этого контроля в том, чтобы на каждой икринке была этикетка. При этом контролеры упускают из виду, что и в банках, на которых выбит адрес легального рыбзавода, совсем необязательно может находиться икра, добытая по квотам. Не секрет, что рыбзаводы полуострова зачастую скупают икру сотнями тонн у местного населения, а потом ее легализуют на производстве. Масштабы этой нелегальщины несоизмеримы с количеством икры, которую вывозят граждане в частном порядке и попадают под пристальный досмотр в аэропорту.

Общую долю браконьерской икры на российском рынке, в том числе легализованной на рыбзаводах, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина оценивает в 20 процентов, а ученые Высшей Школы Экономики приводят еще более высокие цифры незаконного оборота — 27,5 процентов. Судя по объемам икры, которые проверяет Россельхознадзор на Камчатке, через горлышко местного аэропорта с полуострова улетает менее одного процента нелегальной икры. Основной же поток браконьерского деликатеса покидает полуостров сотнями тонн на судах и самолетах, которые по разным причинам не досматриваются.

Редакция «МК» на Камчатке» неоднократно отмечала, что эксперимент над местными жителями и гостями полуострова приносит больше минусов, чем плюсов. Людей раздражает трата времени и унизительная процедура проверки. А сам факт того, что за целых три года Россельхознадзор выявил всего полторы тонны «неучтенки», говорит о ничтожности эксперимента.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру