Российские авиакомпании обеспокоены резким повышением тарифной нагрузки в аэропортах, где в последнее время открылись новые дорогостоящие терминалы — сообщает ТГ-канал «Авиаторщина». Правительственная комиссия по транспорту 21 мая согласовала кратное увеличение аэропортовых сборов в Магадане (где введён новый терминал за ₽12,6 млрд), Улан-Удэ (₽3,9 млрд) и МинВодах (₽16,4 млрд). При этом она отказала в повышении тарифов в Петропавловске-Камчатском (₽33,7 млрд), отправив заявку на доработку.
Согласно аналитическим материалам к правкомиссии, стоимость обслуживания одного рейса на Boeing 738 в этих аэропортах подорожает в 2-5 раз к 2029 году. В Магадане — в 3,5 раза (до 1,64 млн руб.), в Улан-Удэ — вдвое (до 620 тыс. руб.), а в МинВодах — на 74% (до 561 тыс руб.). В Елизово предполагалось пятикратное удорожание (до 1,59 млн руб.).
В перерасчёте на одного пассажира аэропортовые сборы вырастут на 2 тысячи в МинВодах и Улан-Удэ, а в Магадане (и, как ожидалось, на Камчатке) — на 8 тысяч, т.е. до 11 тыс. руб.
Такой существенный рост себестоимости рейсов на ряде маршрутов, в особенности на Дальнем Востоке, где основным драйвером обеспечения авиаподвижности населения являются программы субсидирования, приведёт к ситуации, когда только аэропортовые расходы превысят выручку авиакомпаний с субсидируемого пассажира. А она ограничена предельными тарифами, установленными государством, выше них перевозчики не могут продавать билеты льготным категориям граждан: пенсионерам, студентам, многодетным семьям, инвалидам и жителям региона.
Например, на маршруте Владивосток-Магадан выручка с одного субсидируемого пассажира не может превышать 7,5 тыс. руб. Из них 3 тысячи — это предельная цена билета, а 4,5 тысячи — субсидия. При этом только аэропортовые сборы в Магадане обойдутся перевозчику в 11 тысяч за пассажира, то есть превысят его выручку почти на 47%.
Причём авиакомпании несут и другие расходы: затраты во второй авиагавани, на топливо, техобслуживание самолёта, зарплату персоналу и т.д. В нормальной ситуации аэропортовые расходы (за обслуживание в двух авиагаванях маршрута) в пересчёте на пассажира не превышают 20% в себестоимости.
Поэтому без пересмотра предельного тарифа или увеличения субсидий для покрытия повышенных аэропортовых сборов авиакомпании неминуемо будут вынуждены отказаться от перевозки льготных пассажиров. В зоне риска около 20 маршрутов, где аэропортовые сборы составят значительную часть от выручки или вовсе превысят её. В Магадане это маршруты в Екатеринбург, Владивосток, Москву, Новосибирск, Питер, Хабаровск, Якутск, на Камчатку и в Сочи. Из Улан-Удэ — в Мирный, Новосибирск, Красноярск. С Камчатки во Владивосток, Москву, Новосибирск, Питер, Хабаровск, на Сахалин.
Отдельно авиакомпании озабочены и нерегулируемыми аэропортовыми сборами за приём/выпуск бортов, буксировку, посадку/высадку и доставку пассажиров, уборку салонов, заправку водой, обслуживание туалетов и др. Их ценообразование непрозрачно и непредсказуемо.
Также на авиаперевозки давит подорожание авиатоплива на 30% за последний год, что превысило уровень зарубежных аэропортов. Плюс в сентябре добавится инфраструктурный сбор для финансирования реконструкции аэропортов в размере 150 руб. на пассажира.
Все эти факторы, без принятия государственных мер, приведут к резкому росту себестоимости перевозок и конечных цен на авиабилеты. Правкомиссии предложено провести сглаживание роста аэропортовых тарифов на весь период окупаемости новых терминалов и увеличить объёмы субсидирования авиаперевозок на Дальнем Востоке.