Под руководством министра Оксаны Прокопенко культурные инициативы привели к повышенному интересу земляков к искусству камчатских мастеров. Поклонники и почитатели творчества тоже получили необыкновенный заряд на вдохновенную жизнь. Одним из запоминающихся проектов стали «Большие гастроли». А приезд на полуостров маститых представителей искусства – это всегда праздник. Совместно с Росконцертом краевое Министерство культуры старается радовать жителей Камчатки серией замечательных мероприятий. В этом году зрители будут встречать Московский Губернский театр во главе с Сергеем Безруковым.
Главное действо произойдет на сцене нашего Драмтеатра - спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в постановке Безрукова. Спектакль создан при участии «Дома Высоцкого на Таганке». Имя поэта, барда и актера Владимира Высоцкого еще при его жизни стало легендой. А начиналось все в послевоенных московских двориках, где рос скромный мальчик из семьи военного, мечтающий стать актером. И он стал им, – и прожил сотни жизней не только на сцене и на экране, но и в своих песнях. «Этот спектакль – дань памяти Владимиру Семеновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству – поясняет Безруков. – Такие вроде бы пафосные слова, но теперь он уже действительно легенда. Мое и более старшие поколения выросли на его песнях, не любить Высоцкого было как-то странно. И теперь многое зависит от нас, будут ли его помнить наши дети и те, кто придет после нас. Большинство из тех, кто исполняет песни Высоцкого в нашем спектакле, – это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти поэта и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи».
Создатели спектакля далеки от мысли представить театральный баойпик о жизни Высоцкого, но пытаются ответить на вопрос - как рождается легенда. В основу спектакля легли воспоминания современников, малоизвестные факты жизни Высоцкого, фрагменты из писем и дневников. В коротких биографических зарисовках возникают образы самых значимых в жизни Высоцкого людей: родители, Людмила Абрамова, Марина Влади, Юрий Любимо и друзья.
И, конечно же, на сцене оживают герои его знаменитых юмористических песен: Ваня и Зина, ведущие свой бесконечный спор у телевизора, и Серега, заснувший при составлении милицейского протокола, и боксер Борис Буткеев, и Мишка Шифман, и многие другие. Образ Высоцкого в спектакле не отдан конкретному актеру, – он возникает из разыгранных на сцене эпизодов его жизни, исповедальных стихов и песен. Знаменитая твидовая кепка Высоцкого, гитара и папироса становятся атрибутами, которые передаются от актера к актеру, которые словно примеряют на себя его образ.
«Здесь нет конкретного исполнителя роли Высоцкого – подчеркивает С. Безруков, – в каких-то песнях это я, в каких-то сценах – Дима Карташов это делает замечательно, и Александр Тютин, и Саша Фролов. Нам было важно показать, откуда же произрастает это необыкновенное творчество, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда», как писала Ахматова. Как рождается легенда».
Как и у многих поэтов, биография Высоцкого написана в его песнях и стихах. В исполнении актеров Московского Губернского театра прозвучали самые знаменитые из них, отмечая заметные вехи его жизни. «Я не люблю», «Моя цыганская», «Баллада о любви», «Мой черный человек», «Лирическая», «Я несла свою беду», «07», «Кони привередливые», «На Большом Каретном» и многие другие. Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века – до абсолютно нового рок-звучания.
«Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, – признается Безруков. – Самое главное – проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать – это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, – для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда».
Учитывая любовь художественного руководителя театра к творчеству и личности Владимира Высоцкого, спектакль не стал неожиданностью. Однако неожиданными стали масштаб и решение. Масштаб, не только потому, что в спектакле как единое целое взаимодействуют и труппа театра, и Губернский оркестр Московской области под руководством Сергея Пащенко, но и потому что, пусть и схематично, представлен весь жизненный и творческий путь Поэта.
Лаконична сценография спектакля-концерта: паруса-афиши выступлений Высоцкого в городах СССР, кулисы-фотографии сцен из фильмов и спектаклей, грампластинка-сцена, на которой происходит действие и, главный элемент, экран. Экран, на котором идут кадры выступлений Владимира Семёновича, кинохроники 30-х – 80-х годов, демонстрируются редкие архивные документы. Экран создаёт атмосферу, он не только свидетель событий страны и судьбы Поэта, он – ещё одно действующее лицо спектакля-концерта.
Последние сорок минут спектакля превратятся в невероятный концерт, естественно, из песен Высоцкого в невероятном современном исполнении - это необыкновенно, захватывающе, потрясающе!
Камчатцы, приходите на главное культурное событие года, прикоснитесь к прекрасному и вечному, ощутите божественную атмосферу сцены и волшебного действия. Вы этого заслуживаете, будьте на одной волне со всей культурной Россией!